Появление лизинга в Российской Федерации

11.06.2019 19:28

Появление лизинга в Российской Федерации

Если рассматривать экономику страны, лизинг в России оказывается на первых позициях, в связи с чем увеличивается не только количество лизинговых сделок, но и возрастает их значение в экономике. С 1994 года лизинг начинает развитие посредством указа президента РФ, и его целью является поддержание производственной базы множества предприятий. В условиях полного отсутствия финансовой культуры бизнеса лизинговые операции порой принимают причудливый характер, следуя примеру западных компаний.

В 1998 году начинает действовать закон о финансовой аренде, включающий определения участников сделки, поднимающий вопросы права собственности, характеризующий разновидности лизинга и особенности амортизации. Предоставление оборудования в лизинг было приоритетно для крупных компаний с его длительным сроком рассмотрения заявки и жесткими требованиями. Но принятого закона оказалось достаточно для развития лизинговых компаний.

В 2002 году, с отменой лицензирования и в сопровождении нескольких поправок к закону о лизинге на рынке наблюдается настоящий прорыв и переход лизинговых операций на новый уровень, которые могли, наконец, характеризоваться полноценной отраслью экономики. Этому способствовали улучшенная инвестиционная ситуация в стране и определенные изменения в законодательстве: было аннулировано налогообложение на транспортные средства в размере 20% и снижен налоговый процент в обороте с 2001 года с последующей его отменой. Вступившая в силу 25 глава Налогового Кодекса утвердила льготный налоговый режим лизинговых сделок в стране, были устранены противоречия с законодательством.

Несмотря на положительные изменения, специалисты считают, что многие вопросы остались недоработанными: нюансы использования лизинга некоммерческими организациями, поведение участников сделки при досрочном расторжении договора, право собственности лизингодателя, право присвоения оборудования лизингодателем в случае задержки платежа (что противоречит ГК), положение о расчете курсовой разницы, и многие другие моменты.

При оперативном лизинге, например, срок аренды значительно меньше по сравнению со сроком эксплуатации оборудования, и при этом никаких выгод для государства не наблюдается. Поэтому какие-либо льготы здесь не должны иметь место. Не исключено, что редактирование законодательной базы относительно лизинга - результат влияния деятельности ведущих бизнес-кругов.

В развитых странах, практикующих аренду оборудования, существует представление о том, что арендные сделки должны контролироваться бухгалтерским учетом, но со стороны государственных органов сфера бухгалтерского учета почти не стимулируется и недостаточно освещена. В настоящее время стране необходимо реформирование бухучета (особенно 1с) в соответствии с правилами, принятыми в международных стандартах, особенно, что касается учета финансовой аренды. Многие компании используют оборудование зарубежного производства, и для них представляет особую важность соответствие законодательства международным стандартам.

По мнению специалистов-практиков, лизинг в России обусловлен инвестиционной ситуацией в стране и налоговыми нормами, а не разработкой соответствующего законодательства. С отменой льгот уменьшается и количество лизинговых операций. Изменения в законе должны закрепиться в налоговом, таможенном и валютном законодательствах. Для лизинговых компаний остается проблема высокой стоимости привлекаемых ресурсов, которая так и не была снижена банками, а также отсутствие достаточного количества благонадежных клиентов. Арендой же оборудования пользуются лишь как альтернативным финансированием.

Учитывая сложившуюся обстановку, в стране следует ожидать ужесточение условий лизинга, преобладание спроса со стороны универсальных компаний, а также растущую активность государственных компаний.

Источник

Читайте также